НЕИЗВЕСТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ТРАГЕДИИ. БЕСПИЛОТНЫЙ МИГ 23М УПАЛ В БЕЛЬГИИ

День 4 июля 1989 года, стал вехой в истории советского авиастроения и конструкторской мысли. Нет, я вполне серьезно – именно тогда советский авиапром еще раз показал неубиенность и жизнеспособность советских летательных аппаратов…
Итак, в тот пригожий летний день бельгийский юноша — 19–летний Вим Деларе (Wim Delaere) мирно сидел на веранде дома своего отца фермера в деревеньке Беллегем и ожидал родителей уехавших в магазин. Сейчас неизвестно, о чем он думал, и какие планы строил, как вдруг с грохотом и треском прямо на дом упал истребитель.
Нет, не игрушечный, а самый настоящий боевой самолет. Как оказалось советский МИГ 23 М, бортовой номер 29. Без пилота в кабине. Невезучий Вим Деларе погиб мгновенно, даже не поняв, что случилось. Откуда на расстоянии более чем 1000 километров от границ СССР могла взяться боевой, краснозвездный истребитель, да еще и без пилота на борту?

Все выяснилось гораздо позже, когда разразился грандиозный международный скандал.

Оказалось, что летчик МиГа, полковник Николай Скуридин – катапультировался за 900 километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на берегу Балтийского моря.
За несколько часов до трагедии. 4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель МиГ–23М бортовой номер 29, пилотируемый летчиком 1–го класса полковником Николаем Егоровичем Скуридиным (общий налет более 1700 часов, в том числе на МиГ–23 – 527 часов). Хотя это и хороший налет, но Скуридин был не пилотом, а начальником политотдела 239–й истребительной авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания лётной квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определенное количество часов).
Поначалу всё шло нормально, пока подполковник не услышал хлопок в левом воздухозаборнике. Резко упала скорость, и остановился двигатель. Николай Скуридин поступил, как положено по правилам – он повернул истребитель в сторону моря и катапультировался.

Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, он увидел, что за турбиной снижающегося самолёта тянется чёрный дым. Советские локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие вслед за ним перехватчики аварийную машину не обнаружили.
Далее мы расскажем то, что ни один журналист не писал об этой аварии. Мы нашли людей, которые непосредственно были участниками этих событий. Обы живы, и все хорошо помнят о тех событиях.
Спустя очень короткое время, Офицер Анатолий Рыжов, сопровождавший полет этого МиГа, доложил начальству, что «борт пересек пересек государственную границу». Начальство не поверило – сказали, что это не наш, на что он сказал, что на запрос отвечает.
Потом возникли предположения, что летчик сбежал с самолетом (о катапультировании еще не было известно), все это по времени заняло несколько часов.
Больше всех досталось бывшему технику, который обслуживал этот самолет. Он рассказал о своих переживаниях — поскольку он был техник-двигателист — все траблы с двигателем висели на его ответственности. У двигателя был помпаж (возможно качество топлива, возможно, что-то попало в двигатель в воздухе) — летчик принял за отказ двигателя и катапультировался.
По итогам с двигателем вины техника не нашли (была комиссия) но техник нервов потерял немало. После этого случая пилот ему подарил кожаную куртку в которой катапультировался. После катапультирования все обмундирование списывается и летчику выдается новое. Ну, и в этой куртке он и козырял.

А потом произошло то, что назовут уникальным явлением. После катапультирования пилота и измененилась центровка МиГа, и двигатель начал увеличивать обороты. И борт 29 продолжил полёт, набирая высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать) строго по заданному курсу.

Система опознавания «Я — свой» тоже оставалась включённой, потому Службы ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих радарах советского самолета спокойно и проводили его до того момента, пока МиГ пройдя всю Восточную Германию не вышел на границу с ФРГ.

Позже выяснилось, что западногерманской ПВО засекли советский самолёт и вели его с самой своей границы… А пара истребителей F–15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг , настигла советский самолет. Подойдя вплотную к краснозвёздной машине, американские лётчики ее внимательно рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине никого нет». И тогда натовцы решили ждать пока МиГ израсходовав горючее сам потихоньку дотянет до Ла–Манша и сам добровольно упадет в море. Доведя самолет до точки, когда у того закончилось топливо и он упал на небольшую ферму — F–15 удалились…
Самое интересное в этой истории то, что именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила Горбачева во Францию и дотяни МиГ еще 15 километров до французской территории, скандал получился бы неописуемый!
Скандал, разразившийся после падение самолета с трудом, но удалось замять.
СССР выразил семье погибшего юноши соболезнование и без особой огласки выплатил ей почти миллион долларов компенсации.

А через три года, 28 мая 1987 года немецкий юноша Матиас Руст посадил свою Сесну прямо на Красной площади, моментально окрестив ее «Шереметьево 3»..Впрочем, ничего нового Матиас Руст не открыл..
Еще перед самой войной, когда в воздухе уже явственно пахло порохом, боевой самолет Люфтваффе «Юнкерс- 52», незамеченный ПВО и ВВС РККА СССР, пролетел по маршруту Белосток, Минск, Смоленск, Москва и 15 мая 1941 года совершил посадку в центре Москвы, прямо возле стадиона Динамо .. После этого в системе ПВО прошли массовые аресты
После Шереметьево 3 Матиаса Руста, советскую ПВО не ругал только ленивый, и головы полетели немалые. А полёт МиГ–23М (бортовой номер 29) 4 июля 1989 года через всю Европу помнят немногие, как почти никто и не ругает в связи с этим натовскую ПВО.

Впрочем, как оказалось несколько позже, НАТО прекрасно зная о визите советского лидера во Францию, просто оценили ситуацию просчитали, что сбив самолет, могут спровоцировать крупнейший международный конфликт. Поэтому МИГ без пилота на борту просто отследили, и дали упасть на малонаселенную местность.
А СССР за это еще и заплатил… Компенсацию… за одного погибшего юношу

Тот самый Миг на месте падения

Реклама
Both comments and trackbacks are currently closed.
%d такие блоггеры, как: